В политическую повестку последних дней снова вернулся саммит лидеров стран «Большой семерки», а также предстоящий в ноябре саммит G20. Оба мероприятие имеют определенное отношение к России – на одном, вероятно, обсуждались санкции, а во втором примет участие российский президент. Фактически же эти объединения стран – неформальные, хотя и имеют определенный вес в мировой политике.
Содержание статьи
- 1 G7 – «Большая Семерка»
- 2 G20 – «Большая Двадцатка»
- 3 Что там делает Россия?
- 4 Насколько это вообще нужно?
G7 – «Большая Семерка»
В мире существует несколько неформальных и формальных межгосударственных объединений, связывающих определенные группы стран. Например, есть ОЭСР – своего рода клуб развитых стран мира (в который Россию не принимали даже в лучшие годы), есть БРИКС (где Россия состоит в числе других новых индустриальных стран), есть ШОС, АТЭС и другие объединения.
Есть и неформальные международные объединения – например, Парижский клуб или Лондонский клуб. А есть неформальное объединение, которое упоминается в прессе гораздо чаще формальных – G7, или «Группа семи». Общепринятое название «Большая Семерка» – неправильное, но именно оно прижилось в международной повестке.
Так как это неформальный клуб семи самых влиятельных стран мира, то и формальной даты возникновения у него нет. Идея проводить встречи руководителей самых промышленно развитых стран мира появилась еще в 1970-е годы, первая встреча глав шести государств прошла в ноябре 1975 года. То есть, в начале в клуб входили только шесть стран:
- Франция;
- США;
- Великобритания;
- ФРГ;
- Италия;
- Япония.
«Семеркой» клуб стал достаточно быстро – в 1976 году к нему присоединяется Канада.
С 1991 года в G7 постепенно присоединялась Россия – до 2001 года существовал формат «7+1» (что не мешало участвовать в переговорах даже президенту СССР Михаилу Горбачеву), и только с 2002 года клуб официально стал «Восьмеркой» – полноценно приняв в свой состав Россию. В формате G8 клуб просуществовал до 2014 года, после чего Россию из него снова исключили.
Что интересно, так как клуб неформальный, исключить Россию из него было нельзя – остальные 7 стран просто стали собираться самостоятельно.
Никакого устава, секретариата или международного договора G7 не имеет, да и ее решения не имеют юридической силы. Тем не менее, несмотря на отсутствие официального статуса, форумы лидеров G7 – достаточно важные мероприятия, на которых они согласовывают свои подходы к международным проблемам. Встречи проводятся каждый год, меняются только места (каждый год встреча проходит в следующей стране из списка).
Каждый год у саммита лидеров G7 есть какая-то тема. Например, в 2014 году там обсуждались санкции против России, в 2015 и 2016-м – ситуация в Сирии, ядерная программа КНДР и глобальная экономика. А в 2020-м саммита не было из-за пандемии.
Так как официальной силы у решений участников саммитов нет, то и результаты их – достаточно размытые. Например, в 2021 году лидеры стран договорились более справедливо распределять вакцины от ковида (тогда это было еще актуально), помочь ВОЗ финансово, а также предотвращать изменения климата.
Но, хоть страны «Семерки» – все еще влиятельны с точки зрения мировой политики, их доля в структуре мирового ВВП падает год от года. И одна из причин – экономический рост Китая и других новых индустриальных стран, которые в G7 не представлены. И с этим связана основная часть критики этого неформального форума – игнорируя Китай, лидеры G7 не учитывают значительную часть мировой экономики.
G20 – «Большая Двадцатка»
Форум, объединяющий сразу 20 государств, возник и как более сбалансированный ответ на ограниченность G7 (в те годы – еще G8). Идея собирать в одном месте лидеров 20 государств возникла в конце 90-х годов в ответ на кризис в азиатских странах. Сначала возникло объединение 33 стран (G33), потом оно сократилось до G22, а в начале 2000-х появилась и «Группа Двадцати».
Впервые группа собралась в декабре 1999 года на учредительную конференцию, но потом до кризиса 2008 года об объединении вообще забыли. Снова лидеры стран начали собираться в таком формате только в 2008-м, причем из-за кризиса встречи происходили чаще раза в год. Тогда уровень G20 предполагал, что это экономическое объединение – хотя особого результата от переговоров внутри группы не было.
Потом G20 трансформировалась уже в политический формат встреч. Здесь участие лидеров сразу 20 стран мира позволяет добиться большей репрезентативности страны представляют около 85% мирового производства, более 80% товарооборота и две трети населения планеты.
В состав «Большой Двадцатки» входят такие страны:
- все страны G7: Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания, США;
- Россия, Австралия, Саудовская Аравия;
- «Растущая девятка»: Аргентина, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Мексика, ЮАР, Южная Корея и Турция;
- все страны Евросоюза.
То есть, фактически G20 – это объединение 46 государств мира, если не считать ЕС единым участником.
Сейчас G20 точно так же проводит саммиты раз в год (следующий состоится в Индонезии в ноябре 2022 года). Кроме прочего, это еще и удобный формат встреч лидеров разных государств – не нужно согласовывать и организовывать несколько отдельных официальных визитов, а можно обсудить все текущие дела прямо на форуме.
В форумах участвуют и другие страны – каждая страна-председатель обязана пригласить еще и четырех гостей, два из которых представляют Африку. Также в саммитах участвуют представители МВФ, ВБ, ООН, ВТО, ОЭСР и других международных организаций.
Кроме встреч лидеров, в рамках G20 периодически проходят рабочие встречи на уровне представителей, министров и т.д., причем правила и условия таких встреч достаточно жестко регулируются.
Впрочем, каких-то официальных документов на уровне всех 20 участников форума не принимается, а потому и обязательных к исполнению решений тоже нет.
Что там делает Россия?
С точки зрения площади Россия – самая крупная страна мира, но по населению и доле ВВП в мировой экономике уступает многим другим странам. Тем не менее, с учетом важности, страна состояла в G8 фактически с 1991 по 2014 годы – даже без официального членства президенты России участвовали в саммитах клуба.
Активно участвовать в тогда еще «Большой семерке» Россия начала в 1996 году, с 1997-го уже участвовала в работе объединения наравне с остальными 7 странами. А в 2006 году Россия в первый и последний раз была председателем G8 и даже провела саммит в Санкт-Петербурге (хотя в 1996-м была встреча в Москве, саммитом ее не признали). Все три президента России (а в 1991-м и президент СССР) каждый год представляли Россию в объединении.
Россия стала председателем в G8 с 1 января 2014 года, а в июне должна была провести саммит лидеров в Сочи. Но по понятным причинам остальные страны «Восьмерки» объявили о прекращении существования формата G8, и снова собирались в формате «Семерки». Саммит 2014 года прошел в Брюсселе, дальше Россия не участвовала в работе клуба. Несколько раз Россию пытались туда вернуть – в 2019-м такую идею предложил президент Франции, его поддержал и Дональд Трамп. Но представители Франции, Великобритании и Канады были против.
Теперь же, по понятным причинам, возвращение к формату G8 если и произойдет, то 8-й страной точно будет не Россия.
А из «Группы двадцати» Россию исключать не планируется – хотя с участием российского президента на саммите в Индонезии пока не все понятно. С одной стороны, страна-хозяйка прислала приглашение, но с другой – другие страны предлагают ограничить участие России онлайн-выступлением президента. Об исключении России из клуба речи пока не идет – против этого выступили некоторые другие страны (к тому же, в G20 входят как «недружественные» России государства, так и в целом нейтральные).
Таким образом, в силу последних событий место России в мировом клубе стран уже зафиксировалось – попасть снова в G7 как «клуб избранных» не получится, но и из G20 как площадки для дискуссий Россию не исключат.
Насколько это вообще нужно?
Участие страны в пусть даже неформальных межгосударственных структурах – скорее вопрос престижа, чем реальной пользы. Принятие России в G8 было признанием того, что страна встала на путь глобализации и может занять место в «клубе избранных». Но раз и сам клуб – неформальный, то и жаловаться на исключение из него бессмысленно. Участие в G20, по словам российских политиков, важнее – ведь клуб представляет 85% мировой экономики. Однако стоит понимать, что и уровень решения на форумах «Двадцатки» – гораздо ниже.
Вместе с тем, Россия принимает участие еще в нескольких объединениях:
- ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – единое таможенное пространство с Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. Между странами постепенно стираются границы, но возможности союза пока сильно ограничены;
- ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) – военный блок России и ряда постсоветских стран. В силу разных потенциалов армий, ключевую роль в нем по-прежнему играет Россия;
- БРИКС – объединение «новых» лидеров мировой экономики – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Страны раскиданы по карте мира на разных материках, какой-либо серьезной торговли именно в рамках БРИКС пока не наблюдается. В перспективе есть идея перейти на расчеты в национальных валютах, но все понимают – это вопрос отдаленного будущего;
- ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) – объединяет Россию, Китай и страны Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан). Позже в ШОС вступили Иран и Пакистан. Фактически это структура, призванная бороться с терроризмом – отсюда и ее основные цели и направления;
- АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) – экономический форум, включающий 21 страну преимущественно с выходом к Тихому океану. Кроме России, включает также Китай, США, Японию, Канаду, Австралию и многие другие страны. И так как форум экономический – в нем участвуют не столько страны, сколько их экономики. Но и здесь дальше форумов и саммитов дело почти не двигается – вопросы эффективности АТЭС остаются дискуссионными.
Как можно заметить, самые заметные успехи у России – в рамках ЕАЭС, где удалось добиться как минимум единого таможенного пространства для пяти стран. Что касается более сложных форматов – даже БРИКС на данный момент имеет скорее имиджевый эффект, а участие в G20 вряд ли дает России хотя бы какие-то ощутимые преимущества.
Оформление займа без отказа на карту не может быть гарантированным, так как каждый кредитор имеет свои собственные политики и критерии оценки заемщиков. Однако, существуют некоторые общие рекомендации, которые могут повысить ваши шансы на получение займа.
Перед подачей заявки на займ, получите копию своей кредитной истории и убедитесь, что в ней нет ошибок или негативных записей, которые могут повлиять на вашу кредитоспособность. Если есть ошибки, свяжитесь с кредитным бюро для их исправления.
Изучите различные кредиторы и их предложения. Некоторые кредиторы могут быть более гибкими и могут рассматривать заявки от заемщиков с разными кредитными историями.
Большинство кредиторов требуют предоставления определенных документов, таких как паспорт, документы, подтверждающие доходы (зарплатные ведомости, справки с работы) и банковские выписки.
Внимательно прочитайте требования и условия кредитора и убедитесь, что вы соответствуете их критериям. Например, некоторые кредиторы могут иметь ограничения по возрасту, доходу или месту жительства.
Важно понимать, что даже если вы соответствуете требованиям и предоставляете необходимые документы, решение о выдаче займа всегда принимается кредитором на основе их оценки вашей кредитоспособности и рисков. Поэтому не существует абсолютной гарантии одобрения займа без отказа.
Комментарии