С 2012 года в России все ввозимые и произведенные автомобили облагаются специальным сбором. По изначальной задумке он вводился, чтобы у государства были деньги на утилизацию отслужившей свое техники. Утилизационный сбор в 2023 году по-прежнему платят все, кто производит внутри страны или ввозит авто и другую технику из-за границы. Рассказываем всё, что нужно знать об этом платеже.
Содержание статьи
- 1 Что такое утилизационный сбор
- 2 Зачем он был введен в России
- 3 На какую технику распространяется
- 4 В каких случаях нужно уплачивать утилизационный сбор
- 5 В каких случаях он не уплачивается
- 6 Расчет утилизационного сбора в 2023 году
- 6.1 Формула расчета утильсбора
- 6.2 Размер утилизационного сбора на автомобили и другую технику на 2023 год
- 7 Как оплатить утилизационный сбор в 2023 году
- 7.1 Сроки оплаты
- 7.2 Уплата сбора
- 7.3 Подача документов
- 7.4 Простановка отметки в ПТС
- 8 Ответственность за неуплату
- 9 Изменения в утилизационном сборе в 2023 году
- 10 Утилизационный сбор на автомобили в других странах
- 11 Часто задаваемые вопросы
Что такое утилизационный сбор
Утилизационный сбор – это единоразовый сбор, которым облагаются российские производители транспортных средств и импортеры техники зарубежного производства. Платят они за то, что в будущем, когда техника придет в негодность, ее можно будет утилизировать правильно и с соблюдением всех необходимых экологических норм.
Утильсбор не прописан в Налоговом кодексе, он регулируется отдельным нормативным актом. Все нюансы прописаны в ст. 24.1 федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, который в целом регулирует работу по отходам на различных производствах. А статью конкретно про утилизационный сбор для транспорта в него добавили около 10 лет назад.
Зачем он был введен в России
Впервые об утилизации старой техники в России задумались еще в 2009 году – тогда владельцам старых машин стали выдавать сертификаты в 50 тысяч рублей на покупку новых. Чтобы получить его, нужно было сдать свое авто на переработку (по сути, просто снять с учета). Программа утилизации действовала около 3 лет и помогла избавиться от огромного количества автохлама, который до этого ржавел в гаражах и на улицах.
В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую организацию, членство в которой требовало от правительства снять значительную часть торговых барьеров. Из-за этого был риск, что в Россию массово хлынут поддержанные и откровенно старые иномарки. А утильсбор должен был защитить рынок от некачественных автомобилей. Поэтому Владимир Путин (тогда он был премьер-министром) во время посещения завода в Тольятти поручил проработать механизм внедрения утилизационного сбора.
Тогда же были и установлены базовые ставки на любые машины, ввозимые из-за границы. Они актуальны до сих пор:
- легковой автомобиль – 20 тысяч рублей;
- грузовой автомобиль – 150 тысяч рублей.
Но это не окончательные цифры. Ставки еще умножались на специальный коэффициент, который учитывает возраст авто, объем двигателя и другие важные параметры, имеющие какое-либо отношение к экологии. Например, в том же 2012 году за новый легковой автомобиль нужно было заплатить чуть больше 50 тысяч рублей. А за иномарку возрастом старше 3 лет – в 7 раз больше (около 350 тысяч).
В последующие годы закон дополнялся новыми транспортными средствами, а также происходила индексация выплат:
- В 2015 году в список транспортных средств добавили прицепы. Ставку на них сделали такую же, как и на грузовики.
- В 2016 году размер сбора был увеличен на 65%.
- В 2018 году была индексация еще на 14%.
И если изначально утилизационный сбор накладывался только на импортеров зарубежных моделей, то теперь его платят и российские производители, если машина сошла с конвейера в нашей стране.
Сейчас считается, что с помощью сбора государство также стимулирует развитие внутрироссийского производства. Дело в том, что производитель, заключивший с правительством специальный инвестиционный контракт (СПИК), получает компенсацию уплаченного утильсбора. Но для этого он должен набрать определенное количество баллов локализации производства. Соответственно, российским производителям сбор возвращают в виде субсидий, а иностранным – нет. И из-за этого им сложнее конкурировать с российскими компаниями.
Впрочем, в реалиях 2022 и 2023 годов всё немного поменялось – многие производители свернули проекты в России, а импорт остался только из Китая и некоторых дружественных стран.
На какую технику распространяется
Полный список транспортных средств, за которые нужно уплачивать сбор, указан в двух нормативных актах:
- Постановление Правительства РФ №81 от 6 февраля 2016 года – список касается самоходной техники.
- Постановление Правительства 1291 от 26 декабря 2013 года – там указан полный перечень колесной техники, облагаемой сбором.
В обоих списках указаны виды и категории разных транспортных средств и техники. В первую очередь это:
- легковые автомобили;
- грузовые авто;
- тракторы – колесные или гусеничные;
- комбайны;
- погрузчики;
- бульдозеры и прочая спецтехника.
Если в обоих списках не удалось найти нужное транспортное средство, это автоматически означает, что утилизационный сбор за нее платить не нужно.
В каких случаях нужно уплачивать утилизационный сбор
Сбор платят компании и частные лица, благодаря которым транспорт так или иначе оказывается в России. Соответственно, это обязанность ложится на плечи:
- Производителей – если транспортное средство собрано на территории РФ.
- Импортеров – если речь идет о технике, которую ввозят из других стран. Платят как за поддержанные машины, так и за новые.
- Покупателей – это могут быть транспортные компании и обычные граждане. Им придется платить, если до них этого никто не сделал. Такие ситуации могут возникнуть, когда производитель/импортер освобожден от утильсбора или должен был его перечислить, но так этого и не сделал.
Есть определенные правила и условия, по которым перечисляется утилизационный сбор на автомобили в России:
- Он оформляется отдельно на каждое транспортное средство, ввезенное в Россию или произведенное внутри страны. То есть, нельзя оформить один документ на всю партию – только на каждое отдельное авто.
- Если ТС вводится в Россию, то сбор должен быть уплачен до окончания таможенного оформления или до того, как авто поступит в обращение. Без этого машину нельзя будет зарегистрировать.
- Российские производители должны заплатить утильсбор в том квартале, который следует за кварталом, в котором машина сошла с конвейера.
И самое главное – оплата утилизационного сбора происходит лишь один раз и только кем-то одним. Соответственно, он работает как своего рода таможенная пошлина – как только сбор уплачен, авто считается легализованным в России.
Еще важно, что это касается даже ввоза авто из стран ЕАЭС (с которыми у России общее таможенное пространство). То есть, нужно платить утилизационный сбор и на автомобили из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении.
В каких случаях он не уплачивается
Как почти у любого налога, здесь тоже есть свои исключения. Не все транспортные средства, которые ввозят в Россию, облагаются сбором, от него освобождаются:
- Машины, для которых используется таможенная процедура временного ввоза. То есть, если иностранец приехал в Россию с туристическими целями, он не переоформляет авто на российские номера и не платит сбор.
- Ретро-автомобили, которые произведены более 30 лет назад. При этом они не должны использоваться в коммерческих целях, то есть это чей-то личный транспорт. Еще одно условие – детали кузова и двигателя должны быть или оригинальными, или отреставрированными до первоначального вида.
- Машины, которым меньше 3-х лет и к которым применяется процедура свободной таможенной зоны Калининградской области.
- Авто, которые принадлежат иностранным диппредставительствам и представителям международных организаций, если они имеют соответствующий иммунитет. Также это могут быть личные автомобили дипломатов или сотрудников организаций, а также членов их семей.
- Машины, которые являются собственностью граждан, имеющих официальный статус добровольных или вынужденных переселенцев, а также личный транспорт беженцев.
Если по каким-то причинам утилизационный сбор на автомобиль в 2023 году был уплачен, но при этом попадает под льготную категорию, то есть специальная процедура для возврата уплаченной суммы.
Расчет утилизационного сбора в 2023 году
Утильсбор рассчитывается для каждого ТС исходя из его типа, возраста, мощности и прочих параметров.
Всего есть два основных параметра:
- Базовая ставка – это фиксированная сумма для конкретной категории транспортных средств, например, легкового или грузового авто.
- Дополнительный коэффициент – его значение меняется в зависимости от многих параметров, например, возраста машины, объема двигателя, массы и так далее.
Зная эти значения, можно легко рассчитать утилизационный сбор на любую технику.
Формула расчета утильсбора
Формула выглядит очень просто – достаточно перемножить два главных параметра:
- УС = БС х К, где
- УС – утилизационный сбор,
- БС – базовая ставка,
- К – коэффициент.
Базовые ставки со времен введения утилизационного сбора не изменилась. На 2023 год они такие же:
- легковые автомобили – 20 тысяч рублей;
- грузовые автомобили и прицепы к ним – 150 тысяч рублей;
- самоходные машины и прицепы к ним, а также спецтехника – 172,5 тысячи рублей.
Что касается повышающего коэффициента, то даже для одной и той же модели транспортного средства он может отличаться. Например, если есть разница в годе выпуска, объеме двигателя и так далее. Полный перечень коэффициентов можно найти в Постановлении правительства № 1350, а уже потом с его помощью произвести расчет утилизационного сбора на конкретный экземпляр.
Размер утилизационного сбора на автомобили и другую технику на 2023 год
Рассмотрим самый частый пример – когда обычный человек покупает автомобиль за границей и привозит его в Россию. Чаще всего условия такие, что утилизационный сбор платит именно он.
Для этого случая при базовой ставке в 20 тысяч рублей применяются такие коэффициенты и итоговые суммы:
Если к легковому автомобилю прилагается прицеп и его грузоподъемность менее 10 тонн, утильсбор платить отдельно для него не нужно.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей все немного сложнее и значительно дороже. Тут учитывается не только возраст автомобиля, но и объем двигателя. Например, на электромобили без двигателя внутреннего сгорания таблица коэффициентов выглядит так:
А для классических бензиновых двигателей значения в разы выше:
И, конечно, свои расчеты есть для каждого вида спецтехники. Этих видов очень много, например, за автобус нужно заплатить от 214 тысяч до 1,5 миллионов рублей:
За крупнотоннажный прицеп нужно отдать от 172 тысяч до 1,2 миллионов рублей:
Как оплатить утилизационный сбор в 2023 году
Независимо от того, кто должен уплачивать сбор, порядок действий будет таким:
- Рассчитать утильсбор и заполнить специальную форму.
- Оплатить сбор.
- Подготовить документы, подтверждающие данные, которые использовались в расчетах.
- Предоставить эти документы и квитанцию об оплате в таможенные органы.
- Получить таможенный приходной ордер (ТПО).
Самое главное: утильсбор уплачивается в бюджет по определенным кодам бюджетной классификации, а всю остальную работу нужно будет проделать через Федеральную таможенную службу (ФТС).
Исключение – российские автопроизводители, а также те, кто купил авто в России у собственника, не платившего сбор, оформляют его через Федеральную налоговую службу. Этот вариант актуален, например, для тех, кто пользуется услугами перекупщиков, покупающих авто за границей на свое имя, а не на окончательного покупателя.
Сроки оплаты
В случае колесной техники на то, чтобы перечислить деньги и подать документы в таможенный орган, по закону дается 15 дней. Этот срок действует как для производителей автомобилей, так и для импортеров. Он начинает отсчитываться:
- для производителей – когда машина полностью готова к эксплуатации;
- для импортеров – как только техника пересечет границу.
В случае с самоходной техникой сроки еще жестче. В этом случае производителям нужно подать документы в таможенный орган еще до выпуска машины, а именно на этапе ее декларирования. А при ввозе техники из других стран дается 5 дней на подачу документов.
Если не оплатить утилизационный сбор, то не получится поставить автомобиль на учет.
Уплата сбора
Утилизационный сбор оплачивается по системе авансовых платежей (поэтому верный КБК указан в категории «авансовый платеж»). В качестве основного документа, который удостоверяет плательщика, выступает ИНН. То есть, ФТС будет отслеживать наличие платежа не только по квитанции, но и по ИНН в системе.
Также нужно знать реквизиты:
- Получатель – межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
- ИНН получателя – 7730176610
- КПП получателя – 773001001
- Наименование банка, в который поступят средства – Операционный департамент Банка РФ, Межрегиональное операционное УФК Москвы
- БИК банка, куда поступают средства – 024501901
- Номер счета в этом банке – 40102810045370000002
- Номер казначейского счета – 03100643000000019502
- ОКТМО – 45328000
- КБК – 15311009000011000110
Вносить деньги можно разными способами – через кассу банка, мобильное приложение, банкомат, платежный терминал или оператора таможенных платежей. На форумах советуют платить в кассе банка, потому что в ФТС нужно подавать бумажную квитанцию об оплате.
Подача документов
Для того чтобы оформить оплату утилизационного сбора, нужно обращаться в таможенный орган. Тут есть два варианта:
- в тот таможенный пост, в котором проходило декларирование транспортного средства;
- таможенный пост по месту жительства того, кто будет платить.
С собой необходимо иметь следующие документы:
- Расчет утильсбора. Он должен быть оформлен на специальном бланке, а пример заполнения можно посмотреть здесь. Заполняется он вручную (в Excel) тем, кто будет подавать документы, сдается в распечатанном виде.
- Копии документов на само транспортное средство – одобрение типа (ОТТС), сертификаты соответствия, свидетельство о конструктивной безопасности (СКБТС) и все другие документы, которые прилагаются к машине.
- Копии квитанции об уплате сбора.
Если документы подаются в бумажном виде, то понадобится еще копия паспорта, ИНН, документ на право собственности транспортным средством. Если подачей документов будет заниматься не сам владелец, а его представитель, то понадобится еще и копия документа, подтверждающего его полномочия.
Судя по отзывам на форумах и в комментариях, ФТС значительно отстает по степени цифровизации своих сервисов от лучших примеров. Говоря проще, на таможенном посту документы принимают дважды по полдня в неделю, есть путаница с КБК, а таможенники могут потребовать дополнительные сведения об автомобиле.
Те, кто платит через ФНС (купившие у перекупщиков авто), пишут, что оформляется всё быстро, но платеж может потеряться.
Простановка отметки в ПТС
После того как все документы пройдут проверку, а оплата будет произведена, в ПТС транспортного средства проставят отметку об этом. Она будет находиться в разделе «Особые отметки». Надпись выглядит как «Утилизационный сбор оплачен. ТПО №…»:
Если на транспортное средство не нужно платить утилизационный сбор, в ПТС также появится отметка. Но в ней будет указано, что сбор не производился и по какой причине.
Ответственность за неуплату
Штрафов или иной формы наказания за отсутствие утилизационного сбора нет. Но у владельца такого транспортного средства будут «связаны руки», он не сможет совершить с автомобилем важные юридические действия.
Например, импортер не сможет растаможить машину. Соответственно, он не сможет ее потом продать. То же самое касается и производителя. Потенциальный покупатель скорее всего не захочет иметь дело с такой техникой, так как он не сможет ее зарегистрировать. И ему придется самому заниматься уплатой утилизационного сбора.
Изменения в утилизационном сборе в 2023 году
Основные аспекты работы с утиль-сбором утверждены уже много лет. Но нюансы могут меняться. В частности, свои новшества появились и в 2023 году:
- Крупным автопроизводителям разрешили оплачивать утильсбор за автомобили 2022 года на протяжении всего нынешнего года. Крайний срок – 15 декабря 2023 года.
- С 1 марта 2023 по-другому платится утилизационный сбор на автомобили, ввезенные из других стран. Это касается самоходной техники и прицепов к ней. Теперь используются авансовые платежи, которые нужно перечислять на КБК 15311009000011000110.
- Изменились и правила возврата за переплату утильсбора. На общую сумму теперь будут еще и начислять проценты.
Утилизационный сбор на автомобили в других странах
Помимо России подобный сбор есть и в других странах СНГ. К примеру, в Беларуси, но там существуют отличия по возрасту автомобиля. Есть три уровня: авто младше 3 лет, от 3 до 7 лет и старше 7 лет.
Другие страны тоже собирают деньги на утилизацию старых машин:
- В Узбекистане утильсбор появился в 2020 году. Принцип уплаты такой же, как в России.
- В Казахстане эта выплата появилась еще раньше, в 2016-м. Но в этой стране утилизационный сбор платят только за легковые автомобили.
- В Евросоюзе ситуация более сложная. Там утилизационный сбор существует, но во всех странах он оформляется по-разному. Например, в Норвегии и Нидерландах покупателям нужно заплатить фиксированную сумму при покупке нового авто. При переводе на наши рубли сумма совсем небольшая – 2-3 тысячи. Более того, в Норвегии владельцу в будущем могут вернуть деньги, если он сам отвезет машину на утилизацию.
- В Германии утильсбор закладывается в транспортный налог. И платить его нужно ежегодно.
- А во Франции даже транспортного налога нет. Но есть регистрационный сбор при покупке новой или поддержанной машины. И вот в нем закладывают еще так называемый экологический налог.
- Есть аналог утилизационного сбора и в Японии. Там его опять же платят покупатели, когда приобретают новый автомобиль. Сумма около 13 тысяч йен, что равно примерно 8 тысячам рублей.
Часто задаваемые вопросы
Как доказать уплату утилизационного сбора?
Для этого расчет утилизационного сбора сдается в таможенный орган. Если он был посчитан верно, а оплата поступила в бюджет, сотрудники сделают отметку в ПТС.
В каком случае в ПТС может не стоять отметка об уплаченном сборе?
Такой случай может быть только один – если транспортное средство не проходило процедуру уплаты таможенного сбора. И это влечет за собой проблемы с регистрацией этой техники.
Нужно ли платить сбор, если автомобиль ввозится в Россию второй раз?
Нет, не нужно. Утилизационный сбор платится только один раз, и информация об этом хранится в базе таможни.
Нужно ли платить за автомобиль, который ввозят из ЕАЭС, если на него уже в других странах оплачивали утилизационный сбор?
Да, платить сбор в России все равно придется. Даже если в странах ЕАЭС за него уже был уплачен аналогичный или похожий сбор.
Оформление займа без отказа на карту не может быть гарантированным, так как каждый кредитор имеет свои собственные политики и критерии оценки заемщиков. Однако, существуют некоторые общие рекомендации, которые могут повысить ваши шансы на получение займа.
Перед подачей заявки на займ, получите копию своей кредитной истории и убедитесь, что в ней нет ошибок или негативных записей, которые могут повлиять на вашу кредитоспособность. Если есть ошибки, свяжитесь с кредитным бюро для их исправления.
Изучите различные кредиторы и их предложения. Некоторые кредиторы могут быть более гибкими и могут рассматривать заявки от заемщиков с разными кредитными историями.
Большинство кредиторов требуют предоставления определенных документов, таких как паспорт, документы, подтверждающие доходы (зарплатные ведомости, справки с работы) и банковские выписки.
Внимательно прочитайте требования и условия кредитора и убедитесь, что вы соответствуете их критериям. Например, некоторые кредиторы могут иметь ограничения по возрасту, доходу или месту жительства.
Важно понимать, что даже если вы соответствуете требованиям и предоставляете необходимые документы, решение о выдаче займа всегда принимается кредитором на основе их оценки вашей кредитоспособности и рисков. Поэтому не существует абсолютной гарантии одобрения займа без отказа.
Комментарии